Первые граффити появились ещё в древние времена, это были небольшие надписи на сосудах и предметах домашнего обихода. Спустя века, уже в новое время, граффити превращается в жанр визуального творчества, которое несанкционированно наносится на дома, стены, заборы, подземки, метро.
Первоначально надписи в общественных местах были призваны регулировать социальные отношения в обществе, но постепенно граффити впитывает в себя оппозиционность и нонконформизм, да и создаётся преимущественно малообеспеченным населением, выходцами из низов.
В ХХ веке граффити набирает бешеную популярность. Появляются неформальные объединения, которые специализируются исключительно на радикальных настенных рисунках. Постепенно граффити заполняют американские кварталы, метро, заброшенные здания. Появляются слоганы, которые сохранили свою популярность и сегодня. Так, расцвет настенного творчества приходится на 1970-е годы. Из Америки граффити настойчиво прорывается в Европу. А из небольших кварталов далеко за приделы своего района.
Первыми дали о себе знать в жанре уличного искусства: Хондо, разрисовавший вагон top-to-bottom, группировка «Пятёрка», Таки и другие. Есть мнение, что граффити берет свои корни в хип-хоп культуре. Ведь именно в этой субкультуре зародился так называемый бомбинг (незаконная роспись в общественном месте). Хип-хопперы часто выходили на улицы, соревнуясь в брейк-дансе и настенной живописи. Так граффити становится целой культурой. Количество рисунков утрачивает свое значение. А на первый план выходит качество. С «заборными» псевдошедеврами и криминалом граффити порывает навсегда. А центральное место занимает эстетика и идеологическая составляющая.
Бывший подросток из неблагополучной семьи быстро переквалифицировался в художника. Каждой детали настенного рисунка стало уделяться немало времени. Художники стали работать с особенной точностью и внимательностью, с каждым рисункам оттачивая своё мастерство. Сформировались и уникальные граффитистские шрифты: FX, Wild Style, Bomb. Тематика рисунков стала носить более оппозиционный характер, чем ранее: цензура, радикальные умонастроения, борьба против капитализма, потребления, власти доллара, а так же в защиту прав человека и животных.
Так, граффити становится составляющей популярного искусства. Американские власти даже выделяют места, специально предназначенные для росписи. Однако наиболее радикальные эксперименты по-прежнему не поощрялись.
Граффити принято рисовать красками, которые практически везде можно достать в компактных аэрозольных баллонах. Главное в граффити – лаконизм. Автор должен попытаться максимально кратко и быстро донести идею. Тогда возможно эффект превзойдет все ожидания. Ведь нередко граффити является средством пропаганды определённых взглядов и идей.
От реперов культуру граффити перенимают панки и альтернативщики, чтобы выразить свои бунтарские настроения, протест, бросить вызов обществу. Сегодня граффити очень популярны как на Западе, та и в России. Только в Москве и Питере на сегодняшний день насчитывается свыше 70 профессиональных райтеров (BFG, Uptown Moscow, Moby, STC).
Таким образом, граффитчики добавляют в жизнь красок и идей. Они не портят государственное имущество и не хулиганят, они всего лишь выворачивают наизнанку общество. Возможно, пройдя утором мимо разрисованной ночью стены, мы увидим самих себя, отражение наших проблем, мыслей, переживаний… Lenor