Гроулинг или гроул (от англ. growling — «рычание») — вокальный приём в некоторых стилях метала. Звучит примерно как утробный рык, исходящий из живота вокалиста. Впервые был применён Швейцарцами Hellhammer в 1984 году. Позднее был применён на альбомах американских групп Possessed Seven Churches (1985), Death Scream Bloody Gore (1987) и Necrophagia Season of the Dead (1987). В готик-, дум-, дэс-метале широко применяется сочетание мужского гроулинга и высокого чистого женского вокала[1]. В последнее время получает распространение женский гроулинг [2]. В таких жанрах, как блэк-метал и дэс-метал, часто используется сочетание гроулинга и скриминга, причем в некоторых группах оба вокальных приёма используются одним и тем же вокалистом [3]. Также всё больше появляется вокалистов, использующих и гроулинг и чистое пение [4], в основном, в жанрах мелодик дэс метал и дум-метал. Гроулинг часто используется в сочетании с другими экстримальными приёмами звукоизвлечения(scream, guttural, pigscrim, squeal).
Научно гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Данный вокальный прием основывается на пении на опоре от диафрагмы при сильном выдохе воздуха из низа живота с дальнейшим расщеплением ложных связок — так достигается эффект рычания. В силу физических особенностей гроулинга звук получается весьма низким по тону.
У людей, недавно начавших использовать гроулинг, часто наблюдаются болевые ощущения в области гортани, которые со временем проходят(сказывается неправильное звукоизвлечение). При неправильной постановке дыхания (то есть при частом вдохе-выдохе слишком большого объёма воздуха) возможно головокружение.
Со временем 'некоторые' певцы, использовавшие и гроулинг и «чистый» вокал, делают выбор в пользу либо одного, либо другого. Так Йонас Ренксе (Katatonia) со временем «утратил способность» петь гроулингом, прибегая к нему лишь иногда на концертах, а Дэн Свано сознательно отказался «рычать», чтобы не лишиться своего «чистого» вокала, но все же многолетнее наблюдение за многими «смешанными» вокалистами не обнаруживают отрицательного влияния «рычания» на чистый голос. Примерами тому могут служить, например, экс-певец Amorphis Паси Коскинен (ныне использующий гроулинг в Shape of Despair, а скриминг — в Ajattara), Бьорн Стрид из Soilwork и многие другие.
Пагубное влияние гроулинга на вокальные данные певца весьма условны, и имеют место лишь при не правильной технике звукоизвлечения, излишнем напряжении, различных вирусных заболеваниях, болезнях горла.
Гуттурал
Гуттурал или инхэйл (от англ. guttural — «гортанный», «горловой») — вокальный приём в брутальном дэт-метале, дэткоре и грайндкоре, воспроизводящийся вибрационным напряжением связок на выдохе. Также встречаются названия: «кишечный вокал», «булькающий гроул», «грантинг» (от англ. grunting — «хрюканье»), «хрюкинг». Похож на что-то среднее между гроулом и горловым пением. В некоторых группах примешивают к звуку гуттурала технику скрима, но на вдохе (так называемый инхэйл), и вокал становится похожим на поросячий визг — pig squeels (например, в украинской группе Mental Demise). Как правило, гуттуральным вокалом можно производить только нечленораздельный поток звуков, выпевать слова крайне сложно (редкие исключения, например — Жюльен Трушан из французской группы Benighted и Фабио Марин из колумбийской Internal Suffering).
Впервые данный приём был употреблён вокалистом финской группы Demilich Анти Боманом на альбоме Nespithe (1993). Сейчас наиболее популярными группами с вокалистами, поющими гуттуралом, являются: Despised Icon, Devourment, Prostitute Disfigurement, Internal Suffering, Mental Demise, Artery Eruption, Waking the Cadaver, Sikfuk, Insidious Decrepancy, Last Days of Humanity, Cock and Ball Torture; русские Anal Nosorog, Abominable Putridity, Katalepsy. Появляются также коллективы с женским гуттуралом — Awaiting the Autopsy, Purulent Jacuzzi. Последние 7 лет гуттурал становится всё более и более популярным в дэт-метале.
скрим
Скри́минг или скрим (от англ. screaming — «крик») — приём пения в таких стилях музыки как блэк-метал, грайндкор, дэт-метал, металкор, дэткор, спид-метал и эмокор. Его можно охарактеризовать как крик, или скорее, вопль с очень высокой тесситурой. Впервые был применён на одноимённом дебютном альбоме шведской блэк-метал группы Bathory в 1984 году. Обычно скриминг используется вокалистами-мужчинами, но есть и исключения - вокалистки Opera IX/Cadaveria, Astarte, Wykked Wytch, Lucifugum, Darkened Nocturn Slaughtercult, Amethista, Malsain, Darkestrah, Туман, Аркона, Melencolia Estatica, Ludicra, Benatnash, Blodarv, Gallhammer, Wolfsangel/Wolfmare, Ocularis Infernum, Furva Ambiguitas, Satriarch, Infernal Kingdom, Sorrowland, Angel of Anger, Vanity Ruins, Scratching Soil, Zmrok, Izegrim, Bestial Holocaust, ShEver, Demoniarch. Как правило, в отличие от гроулинга не используется в сочетании с оперным женским вокалом (есть также исключения, например, Cradle of Filth, русские группы Tvangeste, Arcane Grail, Ambehr).
Вокалист группы Cradle of Filth Даниэль «Филт» Дэйви является уникальным исключением среди всех вокалистов, использующих скриминг, так как рабочий диапазон его чистого вокала простирается далеко за порог срыва, что позволяет ему петь хриплым горловым фальцетом (т.н. «вампирский» скриминг, напоминающий звучащие на запредельных частотах истерические болезненные вопли). Также очень высоким фальцетным скримом обладал вокалист английской симфо-блэк группы Hecate Enthroned Джонатан Ричард. Уникальным видом вокала — женским фальцетным скримом — также обладает вокалистка американской альтернатив/нью-метал группы Otep Отеп Шамайа. Пожалуй, самым жутким скримингом из всех вокалистов на современной метал-сцене отличается Ансгард Зочче - вокалист итальянской симфо-блэк/готик-метал-группы Evenfall. Его голос звучит как очень хриплый высокочастотный болезненный крик, обильно сопровождаемый своеобразными подвываниями, имитирующими спазмы голосовых связок при болевом шоке.
Грим (от англ. grim — «мрачный», «зловещий») — вид скриминга, звучащий более сипло и ниже, ближе к гроулу, более спокойно, чем типичный скриминг, и без истеричности. Напоминает чтение мрачных заклинаний и создаётся исключительно хрипением связками. Употребляется в основном в блэке и дарк-метале. Типичные представители — вокалисты групп Satyricon, Rotting Christ, Gloomy Grim, Samael. Высоко звучащий грим, напоминающий карканье вороны (его также можно назвать кроук, от англ. croak — «карканье»), можно услышать у вокалистов норвежских блэк-металических групп Immortal, Carpathian Forest и Mayhem Ольве «Аббата» Эйкемо, Роджера «Наттерфроста» Расмуссена и Атиллы Чихара, соответственно.
Шрай(к) (от нем. Schrei — «вопль») — разновидность скриминга, представляющая собой истеричный протяжный вой, напоминающий вой волка. Употребляется в депрессивном блэк-метале. Первым исполнителем был Варг Викернес, создатель и единственный участник норвежской группы Burzum. Типичные представители — Forgotten Woods, Nortt, Xasthur, Nocturnal Depression, Shining.
Скримо — разновидность экстремального вокала, употребляемая в таких стилях как металкор и эмокор. Возник как результат смешения хардкорового пения и высокого гроула, характерного для шведской школы мелодического дэт-метала. Делается на связках и звучит как очень агрессивный крик. Типичные представители — Lamb of God, Heaven Shall Burn, Caliban, Maroon, Darkest Hour, All That Remains, русские — Stigmata, Totem, ReAnima, Rashamba.
Харш (от англ. harsh — «хриплый») - разновидность экстремального вокала,скриминга употребляемая в таких стилях как мелодик дет-метал, модерн-метал.Типичные представители — Children of Bodom,In Flames,Sonic Syndicate.
ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА
Здесь представлена старая версия моей вокальной школы. Это всё было мной сочинено
где-то году в 1997 - 1998-ом. С тех пор готовится новая версия вокальной школы,
но когда она выйдет - пока неизвестно. Ну а пока каждый, кому интересно,
может ознакомиться с моими прошлыми соображениями на этот счёт.
Введение Низкий гроулинг: Высокий гроулинг: Полезные рекомендации
Брутальный гроулинг Типа Quorton
Гортанный гроулинг Речетативный типа IMMORTAL
Горловой гроулинг Шведский типа DARK TRANQUILLITY
Введение: Если ты хочешь петь в какой-нибудь злой банде, ты должен уметь
правильно "рычать". Такой вокал характерен для Death, Doom, Black. "Рык"
по-научному называется "grawling", или "grawl vocal". Правильная постановка
голоса здесь также важна, как и при пении clean vocal, ведь вы, видимо, хотите
хорошо и громко рычать и при этом не выплюнуть свои связки в первые же пять
минут пения. Я прописывал вокал к альбому MEMORIAL TO SUFFERING группы PAINFUL MEMORIES
за один день - пришлось рычать около восьми часов подряд, но я нисколько не
устал и нисколько не охрип. Правда, я периодически смачивал глотку жидкостью и
в то время абсолютно не курил. Было время, когда мой grawling считался одним из
лучших в Питере.
Сразу отмечу, что все байки о том, что перед тем, как рычать надо выкурить пачку
беломора для получения хорошего звука - лажа. Курение моментально сажает дыхалку
и раздражает связки, так что после пачки беломора ты не сможешь даже говорить,
не только рычать. Если хочешь петь, лучше вообще бросить курить, хотя курение в
разумных дозах при правильно поставленном голосе не оказывает существенного
влияния на вокал.
У всех типов grawling'а есть общее в том, что практически все они представляют
собой форсированный вокал, т.е. чтобы так петь, нужно поднапрячься. Но при этом
распространенная ошибка начинающих гроулингеров состоит в повышенном расходе
воздуха при звукоизвлечении. Воздух нужно расходовать по возможности экономно:
от того, что от тебя идет целый ураган, звук не всегда становится громче, но в
него добавляются левые шипяще-свистящие призвуки, затрудняется артикуляция и
управление высотой тона, также через некоторое время от гипервентиляции легких у
вас подскочит давление и поедет крыша. Да, я не ошибся - рыком можно петь по
нотам! Но не всяким рыком.
Поговорим о "низком" grawling'е. Существует несколько стилей низкого рыка, хотя
для лоха рык везде кажется одинаковым. Сейчас мы рассмотрим основные:
Брутальный grawling - характерен для брутального Death metal. Звук как бы идет из
самого нутра, из кишечника и т.д. Это - шумовой grawling, не имеющий
определенной высоты тона. Базовый звук для получения такого рыка есть звук "У".
Итак, наберите побольше воздуха в легкие и зарычите максимально низко,
насколько вы можете - "У-У-У...". Но именно зарычите, а не замычите как корова,
напрягитесь и не бойтесь испугать соседей - туда им и дорога... При этом
старайтесь, чтобы воображаемая точка излучения звука находилась как можно ниже.
Следите за расходом воздуха! Следите за артикуляцией - губы в трубочку!
На самом деле это - грудной рык, т.е. вы поете на грудь. Поэтому при пении таким
вокалом человек даже с небольшими вокальными данными может добиться достаточно
низкого и сильного звука. Этот стиль гроулинга недостаточно выразителен и дает
большую неразборчивость текста, но он имеет характерный подонческий окрас. Если
у вас хорошие вокальные данные, то я порекомендую вам другие стили.
Гортанный grawling - характерен для Doom metal. Звук рождается в горле, пение
идет в голову. При достаточном умении позволяет петь по нотам. Базовый звук -
что-то среднее между "А" и "Э". Правильная артикуляция - рот открыт не широко,
губы чуть втянуты внутрь. Важно найти правильное положение головы и гортани для
получения максимального резонанса.
Гроулинг типа Barney Grinway - это на самом деле практически не рык, а хрип,
но звучащий как рык. В значительной мере в его формировании участвует чистый
голос, поэтому перед занятиями лучше распеться чистым голосом (отчасти это можно
отнести и к гортанному гроулингу). Базовый звук - "A". Артикуляция - рот широко
открыт. Для данного стиля характерна развитая артикуляция, движения челюстей
имеют большую амплитуду, что требует наличие мощных челюстно-лицевых мускулов.
При пении таким вокалом получается хорошая разборчивость текста.
Теперь рассмотрим высокий гроулинг.
Вокал типа Quorton - назван так по имени одного из основоположноков стиля,
основателя группы BATHORY - характерен для BLACK METAL. Это типа достаточно
высокое верещание. Собствено такой вокал применяют многие блэкстеры -
это типа рык на миксте или даже на фальцете. Но вообще в BLACK вокал
применяется различный - тут могут присутствовать также и рассмотренные выше стили
низкого гроулинга, поэтому рассмотрим высокий гроулинг на ряде показательных
примеров.
Банды IMMORTAL, SATYRICON и нек. другие применяют в основном не слишком высокий
скрипучий вокал. Он носит речетативный характер и не может применяться для пения
по нотам - вокалист как бы злобно проговаривает свой текст так, что кажется,
что он читает какие-то жуткие магические заклинания. По технике это - чисто
гортанное пение. Это можно назвать речетативным высоким гроулингом.
Как получить скрипучий звук? Объясню. Представьте, что вы какой-нибудь злобный
лепрекон и исказите голос так, чтобы он звучал как голос небольшого и очень
злобного существа. При этом происходит подъем гортани и появляются высокие
обертона, голос начинает звучать неестественно, в его звуке появляется что-то
магическое и нереальное, потустороннее и инфернальное...
Вокал, характерный для шведского BLACK/DEATH, соответственно применяют шведские
банды, такие, как DARK TRANQUILLITY, IN FLAMES, DISSECTION и др., но, конечно,
не только шведы могут так петь - и норвежцы, финны (CHILDREN OF BODOM например) и
даже наши могут это делать ничуть не хуже. Такой вокал достаточно высок, он горловой и в нем часто подмешан чистый голос (например, у AT THE GATES). Свои особенности данный стиль вокала приобретает благодаря характерной артикуляции. Понять принципы артикуляции в этом стиле можно так: произнесите "вау!" А теперь крикните тоже самое погромче, больше задержавшись на "а" и проглотив "у". Чувствуете? На "а" рот открывается широко, на "у" - соответственно закрывается. Считайте, что вы произнесли один звук - "а", а окончание "у" придает ему как бы некоторую сиренообразность, что круто. Крикните теперь то же самое с усиленной артикуляцией (теперь вы знаете как) и представляя, что ваш рот - раструб мощного громкоговорителя. Круто? Но если все это делать на чистом голосе, то получается этакий рок-н-рольный вокал, применяемый также в метал-роке, преимущественно - не нордическом. Поэтому добавьте в голос distortion и повторите то же самое. Заметьте - "у" все равно звучит довольно чисто, что придает атмосферности, но "а" - это просто зло! Круто, да? Можно петь и по нотам и довольно высоко. Некоторые доводят эту высоту почти до коларотурного сопрано, например, аглицкие банды CRADLE OF FILTH и HECATE ENTHRONED.
Некоторые полезные рекомендации:
Периодически, но не часто, во время занятий вокалом глотку можно смачивать жидкостью. Старайтесь не применять для этого пиво, так как оно сушит (как ни странно). Лучше применять типа чай (я понимаю, насколько сложна для исполнения моя последняя рекомендация, ха-ха).
Не употребляйте MYNTON и другой подобный shit часто, так как у вас может возникнуть привыкание к нему. Употребление таких средств допустимо только в экстренных случаях, например, если у тебя через пять минут концерт, а ты окончательно охрип от курева.
Не старайтесь петь слишком громко, не перенапрягайтесь! Ведь есть же микрофоны и усилители.
deathcore.3dn.ru