Закончилась Вторая мировая война. Тысячи людей потянулись домой в поисках уюта и спокойствия. Главной задачей в общественной жизни становится производство развлечений. Люди хотели отдыхать, забывая все ужасы войны. Именно в спокойный этот период начинается многомиллионное тиражирование книг, музыкальных пластинок, произведений кинематографа и других предметов искусства. Важным было развлечь аудиторию, пытаться найти золотую середину, т.е. среднестатистического потребителя. Так началась эра потребления. Заработал конвейер. «Модная» культурная продукция хлынула с прилавков магазинов немыслимыми тиражами. Песни, диски, книги, фильмы ориентируются на массу, на среднего потребителя, при этом используя стандартизованные штампы, хорошо отточенные приёмы, заранее настроенные на успех у малообразованной публики.
Так создавалась иллюзия выбора. По сути, культурный продукт имеет одинаковое содержание, но разную форму или упаковку. Широкая популярность массового ширпотреба привела к появлению такого феномена как «андерграунд». Андерграунд зародился как реакция и несогласие с общепринятыми культурными стандартами.
Энциклопедический словарь альтернативной культуры дает следующее определение термину «андерграунд»: «Андерграунд – субкультура (сеть субкультур), носители которой исповедуют взгляды и способы творчества, оппозиционные сложившейся, поддерживаемой и принимаемой социумом официальной/массовой культуре, в координатах этой оппозиции называемой мейнстримом, реже – оверграундом».
Таким образом, ради финансовой прибыли за счет сбыта продукции интересной «для всех», вкусы и предпочтения субкультурного меньшинства не принимаются в счет. Андерграунд изначально противостоит крупным корпорациям, беспощадному рынку, коммерции, нормам политкорректности, а сосредотачивается на культурном и социальном аспекте. Часто к андерграунду обращается творческая интеллигенция, интеллектуальная элита и люди с высшим образованием. Нередко «усреднённое» общество осуждает таких индивидуалистов, упрекая их в чопорности, снобизме и претензии на некую особенность. Однако единственная проблема приверженцев андерграундной культуры заключается в вечном поиске и отборе «правильной», высокой, элитарной культурной продукции от массового барахла. Тем не менее, наличие такого «особенного» чутья требует высокой интеллектуальной подкованности, нестандартности мышления и желания постоянно самосовершенствоваться.
Так, поклоннику серьезной, интеллектуальной литературы не имеет смысла искать интересующую его книгу среди стопок развлекательной детективной продукции. Любитель авангардной и прогрессивной музыки вряд ли получит удовлетворение в модном ночном клубе. А ценителю артхауса даже можно не открывать дверь коммерческого кинотеатра, специализирующего на показе кровавых голливудских порнокартин.
Андерграунд зарождается и набирает силу в 60-е годы ХХ века. Тогда же появляются новые субкультурные течения, отвергающие массовую идеологию: панки, готы, битники, хиппи…Андерграунд получает широкое распространение в рок-музыке. Открываются небольшие независимые звукозаписывающие студии. Возможно, качество оборудования здесь не было столь высоким, зато музыканты получали возможность заниматься любимым творчеством, не учитывая популярные вкусы аудитории и минуя суровую диктатуру заказчика.
В западных странах исполнители или молодые писатели, занимающие свою нишу в андерграундной среде быстро выбиваются в мейнстрим, потому что их талант сразу же замечают и дают возможность продать себя подороже. В Советском Союзе андерграунд был скорее романтическим, потому что представлял собой оппозицию. Творческие личности кучковались на кухнях и дачах, в то время как на Западе открывались частные тематические клубы. Любая диссидентская вылазка сурово наказывалась в СССР. Но именно в этой прокуренной кухонной среде оказалось всё лучшее из кино, литературы и музыки. В музыкальной тусовке прославились «Поп-механика» Сергея Курехина, Аукцыон, Ноль, Звуки Му. А среди «других» режиссеров – Андрей Тарковский, Евгений Юфит, Кира Муратова, Александр Кайдановский.
Таким образом, все самое творческое, новое и необычное может зарождаться в простой человеческой голове, а не только в модных светских салонах и в толстых карманах знаменитых кинорежиссеров. Честность, правда и жажда творчества – вот то, чем дышит андергараунд.